Целью настоящего стандарта является определение порядка учета нематериальных активов, в отношении которых порядок учета не установлен в других стандартах. Настоящий стандарт требует, чтобы организация признавала нематериальный актив тогда и только тогда, когда выполняются определенные критерии. Стандарт также устанавливает порядок оценки балансовой стоимости нематериальных активов и требует раскрытия определенной информации о нематериальных активах.
Настоящий стандарт должен применяться при учете нематериальных активов, за исключением:
(a) нематериальных активов, находящихся в сфере действия другого стандарта;
(b) финансовых активов, как этот термин определен в МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление»;
(c) признания и оценки активов, связанных с разведкой и оценкой (см. МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»); и
(d) затрат по разработке и добыче минеральных ресурсов, нефти, природного газа и аналогичных невозобновляемых ресурсов.
• МСФО (IAS) 38 требует признавать приобретенный или созданный внутри предприятия нематериальный актив, если:
– вероятно получение экономических выгод, вызванных использованием данного актива, в будущем;
– при этом стоимость актива может быть достоверно определена.
• Установлены дополнительные критерии признания нематериальных активов, созданных внутри предприятия.
• Затраты на исследования списываются на расходы по мере их проведения.
• Затраты на разработки капитализируются только после подтверждения технической осуществимости и экономической целесообразности создания соответствующих товаров или услуг.
• Нематериальные активы, включая незавершенные исследования и разработки, приобретенные в результате объединения бизнесов, учитываются отдельно от гудвила (если они возникают из контрактных или других юридических прав или отделимы от приобретенного бизнеса). В этих случаях критерии признания (вероятно получение будущих экономических выгод и достоверная оценка — см. выше) считаются выполненными.
• Созданные внутри предприятия гудвил, бренды, титульные данные, издательские права, списки клиентов, а также затраты на создание нового предприятия (если они не включены в стоимость объекта основных средств в соответствии с МСФО (IAS) 16), обучение персонала, проведение рекламных кампаний и перемещение работников на новое место работы не включаются в нематериальные активы предприятия.
• Если нематериальный объект не соответствует определению и критериям признания в качестве нематериального актива, то затраты на его приобретение или изготовление списываются на расходы по мере возникновения, за исключением ситуации, когда предприятие несет такие затраты в связи с объединением бизнесов. В этом случае такие затраты формируют часть гудвила на дату приобретения бизнеса.
• Предприятие может признавать в качестве актива предоплату по расходам на рекламу и продвижение продукции. Признание такого актива разрешается до момента получения предприятием права владения приобретенными товарами или до момента получения им услуг. Отдельно указано, что использование каталогов для заказа товаров по почте является одним из способов рекламирования и продвижения товаров.
• Для целей учета нематериальных активов после их приобретения нематериальные активы классифицируются как:
– «с неопределенным сроком полезного использования» — когда нет обозримых границ периода, в течение которого, по ожиданиям предприятия, актив будет генерировать приток денежных средств (обратите внимание, «неопределенный» не означает «бесконечный»);
– «с ограниченным сроком полезного использования» — когда предприятие ожидает приток экономических выгод от данного актива в течение ограниченного срока.
• Нематериальные активы могут учитываться по стоимости приобретения или переоцененной стоимости (последний вариант учета допускается только в указанных ниже случаях). В случае учета нематериальных активов по стоимости приобретения она определяется за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.
• Если нематериальный актив котируется на активном рынке (что бывает нечасто), то допускается его учет по переоцененной стоимости. В соответствии с этим вариантом актив учитывается по справедливой стоимости на дату переоценки за вычетом амортизации и убытков от обесценения последующих периодов.
• Стоимость нематериального актива с ограниченным сроком полезного использования списывается в течение этого срока (ликвидационная стоимость нематериальных активов обычно равна нулю). Проверка на обесценение в соответствии с МСФО (IAS) 36 проводится в обязательном порядке, когда существуют признаки того, что балансовая стоимость нематериального актива превышает его возмещаемую стоимость.
• Нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования не амортизируются, но подлежат ежегодной проверке на обесценение. Если возмещаемая стоимость ниже балансовой, то признается убыток от обесценения. В ходе проверки необходимо также определить, остается ли неопределенным срок полезного использования нематериального актива.
• При учете нематериальных активов по переоцененной стоимости переоценку необходимо проводить регулярно, причем переоцениваться должны все активы данного класса (за исключением случаев, когда для отдельных активов не существует активного рынка). Прирост стоимости от переоценки нематериальных активов аккумулируется в прочем совокупном доходе. Уменьшение стоимости сначала производится за счет ранее признанного прироста стоимости от переоценки данного актива в прочем совокупном доходе, а оставшаяся сумма относится на убытки. При выбытии такого актива сумма прироста его стоимости от переоценки продолжает учитываться в капитале и не переносится в отчет о прибылях и убытках.
• Как правило, последующие затраты предприятия, связанные с нематериальным активом, списываются на расходы. Только в редких случаях они удовлетворяют критериям признания активов.
В стандарте приводится иллюстративный пример (признание первоначальной стоимости нематериальных активов, созданных самой организацией).
Разъяснения
SIC 32 «Нематериальные активы — затраты на веб-сайт»
Некоторые из первоначальных затрат на разработку инфраструктуры и графического дизайна веб-сайта капитализируются.