Министерство финансов разъяснило особенности применения международных стандартов финансовой отчетности в соответствии с требованиями Закона Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” (в редакции от 05.10.2017).

С 01.01.2018 отчётность по МСФО в обязательном порядке должны предоставлять предприятия, которые представляют общественный интерес, публичные акционерные общества, предприятия, которые осуществляют деятельность из добычи полезных ископаемых общегосударственного значения, а также предприятия, которые производят хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам.

Другие предприятия (субъекты хозяйствования, кроме бюджетных учреждений) могут применять МСФО добровольно.

предприятия, которые представляют общественный интерес, – предприятия – эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущенные к биржевым торгам, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, которые принадлежат к микропредприятиям и малым предприятиям) и предприятия, которые согласно этому Закону принадлежат к большим предприятиям;

ниже приводится текст самого письма:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ЛИСТ

от 29.12.2017 г.. N 35210-06-5 / 37175

Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти Украины

О применении международных стандартов финансовой отчетности

Законом Украины от 05.10.2017 N 2164-VIII “О внесении изменений в Закон Украины” О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине “относительно усовершенствования некоторых положений” (далее – Закон) внесены изменения в Закон Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Закона сферу применения международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО) распространено на крупные предприятия (предприятия, соответствующие критериям, установленным подпунктом 2 пункта 2 раздела I Закона, и относятся к предприятиям, представляющим общественный интерес соответствии с подпунктом 1 пункта 1 раздела I Закона) и предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения.

С учетом внесенных Законом изменений в Закон Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” МСФО для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности применяют:

обязательно – предприятия, представляющим общественный интерес (предприятия – эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, относящихся к микропредприятий и малых предприятий) и предприятия, которые в соответствии с настоящим Законом принадлежат к крупным предприятиям), публичные акционерные общества, предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного зн ния, а также предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины (пункт 2 Порядка представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 N 419)

добровольно – другие предприятия (субъекты хозяйствования, кроме бюджетных учреждений), которые самостоятельно определили целесообразность применения МСФО.

Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность за 2017 состоят предприятиями, которые впервые переходят на МСФО, согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета (далее – П (С) БУ).

Особенности составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по МСФО в первые отчетные периоды определяет МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности” (далее – МСФО 1).

МСФО 1 применяют все предприятия, которые впервые составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по МСФО.

МСФО 1 не применяется в случае, если предприятие:

а) прекращает подавать финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность в соответствии с П (С) БУ, предварительно подав ее за 2017, а также составив финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность за этот же период по МСФО, которая должна содержать четкое и безоговорочное заявление о соответствии МСФО;

б) подало финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность за 2017 согласно национальным требованиям и эта финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность содержала четкое и безоговорочное заявление о соответствии МСФО или

в) подавало финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность за 2017 и предыдущие годы владельцам или другим пользователям, которая содержала четкое и безоговорочное заявление о соответствии МСФО, даже если аудиторы выразили условно-положительное мнение о такой отчетности в своем аудиторском отчете (заключении).

Датой перехода на МСФО для предприятий, которые в соответствии с требованиями Закона впервые применять МСФО, является 01.01.2018. Также эти предприятия могут выбрать датой перехода на МСФО 01.01.2017.

В случае если дата перехода на МСФО 01.01.2018:

составляется баланс по состоянию на 01.01.2018 по требованиям П (С) БУ;

для составления предварительной финансовой отчетности и предварительной консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2018 и первой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2019 применяются МСФО, что будут действовать на 31.12.2019, с учетом исключений, определенных в МСФО 1;

в финансовой отчетности за отчетные периоды 2018 года приводится сравнительная информация по 2017 (кроме баланса);

первая финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО, по 2019 должна содержать информацию в балансе по состоянию на 01.01.2018, 31.12.2018, 31.12.2019 и отчеты о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчеты об изменениях в собственном капитале за 2018 и 2019 годы, соответствующие примечания, в том числе сравнительную информацию.

В случае если дата перехода на МСФО 01.01.2017:

в финансовой отчетности в 2018 году приводится сравнительная информация по 2017, трансформирована в соответствии с требованиями МСФО;

составляется баланс по состоянию на 01.01.2017 по требованиям МСФО;

для составления предварительной финансовой отчетности и предварительной консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2017 и первой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 2018 применяются МСФО, действующие на 31.12.2018, с учетом исключений, определенных в МСФО 1;

первая финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО, по 2018 должна содержать информацию в балансе по состоянию на 01.01.2017, 31.12.2017, 31.12.2018 и отчеты о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчеты об изменениях в собственном капитале за 2017 и 2018 годы, соответствующие примечания, в том числе сравнительную информацию.

Разницы, возникающие в результате применения требований МСФО к операциям и событиям при составлении баланса на дату перехода на МСФО, отражаются в составе нераспределенной прибыли (убытка) или других составляющих собственного капитала.

Предприятие раскрывает информацию о влиянии перехода на МСФО на его финансовое состояние, финансовый результат (совокупные доходы) и денежные потоки, как того требует МСФО 1.

государственный секретарь

Е.Капинус