27 февраля Конституционный Суд принял решение по делу по конституционному представлению 48 нардепов относительно конституционности положений абзацев 13, 14 пункта 32 раздела I Закона «О внесении изменений в НКУ и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы «(N 71-VIII от 28.12.2014 г..) и Верховного Суда Украины относительно конституционности положения абзаца 1 подпункта 164.2.19 НКУ (дело о налогообложении пенсий и ежемесячного пожизненного денежного содержания).

Так, согласно абзацу 1 подпункта 164.2.19 НКУ в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются суммы пенсий (включая сумму их индексации, начисленную в соответствии с законом) или ежемесячного пожизненного денежного содержания, получаемых налогоплательщиком из ПФУ или бюджета согласно закону, если их размер превышает 10 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установленного на 1 января отчетного налогового года (по состоянию на 01.01.2018 г.. — 13730 грн) — в части такого превышения, а также пенсий из иностранных источников, если такие пенсии подлежат налогообложению или не облагаются налогами в стране их выплаты.

Итак, рассматривая данное дело, КСУ считает, что в сфере пенсионного обеспечения справедливым должен признаваться такой подход законодателя, при котором обеспечивается пропорциональное соотношение между страховым взносам и назначенным размером пенсионных выплат, а застрахованное лицо может беспрепятственно реализовать свое право на пенсию в полном объеме. В законодательстве Украины такое соотношение достигается установлением зависимости размера пенсии от продолжительности страхового стажа и размера заработной платы (дохода) застрахованного лица. Именно поэтому введение её налогообложения, начиная с определенного её размера, нарушает справедливый подход к установлению пенсии, так как приводит к уменьшению её фактического размера, который устанавливается с учетом соотношения между длительностью страхового стажа и размером зарплаты (дохода).

Также КСУ констатировал: после введения в законодательстве Украины по 1 июля 2014 налогообложения пенсий в течение двух лет Верховная Рада трижды вносила изменения. При таких обстоятельствах лица, имеющие право на пенсионные выплаты, объективно не могли быть уверенными в своих правомерных ожиданиях относительно стабильности правового регулирования в этой сфере. Следовательно, установление налогообложения пенсий и изменения суммы, с которой начинается такое налогообложения, противоречит таким элементам конституционного принципа верховенства права, как правовая определенность, правовая предсказуемость, правомерны ожидания и справедливости.

Таким образом, КСУ пришел к выводу, что налогообложение пенсий, начиная от определенной суммы, является нарушением конституционного принципа равенства по признаку имущественного состояния, и решил признать неконституционными положения абзаца 1 подпункта 164.2.19 НКУ (данная норма утрачивает силу со дня принятия КСУ этого решения) .

Решение КСУ является обязательным, окончательным и таким, что не может быть обжаловано.

 

Решение Конституционного Суда Украины N 1-р / 2018 от 27.02. 2018 (pdf)