Автор: Доденко Дмитрий
или Почему бухгалтерская себестоимость — плохой критерий для принятия решений.
Основная цель деятельности любого предприятия – зарабатывать как можно больше денег сейчас и в будущем. Если предприятие не сможет зарабатывать достаточно денег, то собственники (акционеры) постараются вложить свои деньги в другое предприятие, которое зарабатывает больше. И основным показателем успешности деятельности предприятия является прибыль – сумма превышения доходов над расходами отчётного периода.Логика бухгалтерского учета
Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основе непосредственной связи между понесенными затратами и заработанным доходом по конкретным статьям. Прибыль производственного предприятия от основной деятельности определяется как доход от реализации продукции уменьшенный на себестоимость реализованной продукции и уменьшенный на прочие расходы периода.Все расходы предприятия, связанные с производство продукции, учитываются в себестоимости готовой продукции или незавершённого производства до тех пор, пока эта продукция не будет продана. При продаже они учитываются как расходы, и для вычисления величины прибыли сопоставляются с выручкой от продаж. Расходы за отчетный период — это расходы, которые не учитываются при определении себестоимости запасов, поэтому они рассматриваются как расходы, приходящиеся на период, когда они были понесены.Переменные и фиксированные затраты
Производственные расходы могут быть переменные или условно-постоянные.- Краткосрочные переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему продукции или уровню деятельности, то есть активизация деятельности в два раза приводит к удвоению переменных затрат. Итак, общие переменные затраты являются линейной функцией, а расходы этого рода на единицу продукции — величина постоянная.
- Постоянные расходы — это расходы, понесенные в течение определенного периода времени, которые остаются неизменными по величине в широком диапазоне объемов производства. Примеры таких расходов: амортизационные отчисления за фабричные здания, заработная плата администрации, плата за аренду оборудования, расходы на отопление и тому подобное.
Главная ловушка
Если оценивать деятельность предприятия, руководствуясь только данными регламентированного бухгалтерского учёта, который относит в себестоимость и переменные и постоянные производственные расходы, то можно прийти к ошибочным выводам. Подробнее смотрите в заметке Когда бухгалтерский учёт может обманывать.При принятии решения значимыми для него являются только те расходы и поступления, величина которых зависит от принятого решения. Такие расходы и поступления называются релевантными, то есть принимаемыми в расчет (значимыми для того решения). Расходы и поступления, величина которых не зависит от принимаемого решения, являются нерелевантными и поэтому при принятии решения не учитываются. Таким образом, релевантными финансовыми составляющими, которые анализируются в процессе принятия решения, являются будущие денежные потоки, величина которых зависит от рассматриваемых альтернативных вариантов. Иными словами, в расчет должны приниматься только приростные (дифференциальные) потоки денежных средств, а потоки, которые остаются неизменными при любом варианте, являются нерелевантными для рассматриваемого решения.Рассмотрим на конкретных примерах:Принятие специальных решений о ценах реализации продукции
Иногда предприятие должно принять решение о сделке, выходящей за пределы его основного рынка.К примеру, предприятие продаёт свою продукцию (окрашенный листовой металлопрокат) по Украине и экспортирует в некоторые страны Европы. В один из месяцев низкого спроса, когда у предприятия есть свободные производственные мощности, предприятие получило от предприятия в Беларуси запрос на возможную продажу окрашенного металлопроката в размере 60 тонн по цене которая ниже обычной цены реализации и даже ниже себестоимости такого металлопроката. Но у предприятия еще не было продаж в Беларусь и других заказов из этой страны пока нет. В то же время, по информации отдела продаж, даже разовые продажи продукции в Беларусь познакомят потребителей с качеством нашей продукции и, в будущем, позволят нам выйти на этот рынок с нашими обычными ценами. Стоит предприятию принять такое предложение?Подробный разбор кейса читайте в моей отдельной статье: Специальные заказы: стоит ли принимать, если цена ниже себестоимости?Однако, прежде чем принять такое решение, важно учесть ряд факторов:- Не повлияет ли продажа по более низкой цене на будущие рыночные цены и отношения с другими клиентами?
- Не помешает ли это заказу получить более выгодные предложения в течение периода его выполнения?
- Является ли это наилучшим использованием свободных ресурсов компании?
Принятие решений о прекращении производства какого-то вида продукции.
Аналогичный подход следует применять для принятия решения о прекращении производства какого-то вида продукции.Почему исключение «убыточного» продукта из ассортимента может разрушить бизнес? История одного провала
Продажа продукции по цене выше себестоимости увеличивает прибыль, а продажа по цене ниже себестоимости уменьшает прибыль. Это, казалось бы, аксиома. Но всегда ли это на самом деле? Почему бухгалтерская себестоимость может быть обманчивой? Разбираем настоящие кейсы.
Ситуация
В одну компанию был назначен новый руководитель. Это был молодой, образованный и амбициозный человек. Он решил увеличить прибыль компании и, прежде всего, запросил у бухгалтера данные о себестоимости и ценах продаж всех выпускаемых продуктов. Анализ показал, что некоторые из них продаются по цене ниже себестоимости. Руководитель приказал прекратить производство убыточных продуктов.Через несколько месяцев он повторил анализ и обнаружил, что другие продукты теперь стали убыточными. Их также исключили из ассортимента. Но впоследствии компания, которая когда-то была прибыльной, начала нести убытки.Как это произошло?
Дело в том, что в бухгалтерскую себестоимость включаются все расходы, как переменные, так и постоянные. И при уменьшении объемов производства сумма постоянных издержек почти не изменилась. Но распределялось уже на меньшее количество продукции. Продукты, убыточные, с точки зрения бухгалтерского учета, на самом деле зарабатывали маржинальную прибыль (превышение цены продажи над переменными затратами). Когда продукты, покрывавшие часть постоянных издержек, исключались, эти постоянные издержки перераспределялись на другие продукты. В результате, маржа, зарабатывавшая остальные продукты, перестала покрывать постоянные затраты. Этот случай стал уже «притчей» в управленческом учете – классическая ловушка себестоимости.Вывод
Прежде чем закрывать «убыточное» направление, проанализируйте:- Какую долю постоянных затрат оно покрывает?
- Есть ли альтернативы для компенсации этих затрат?
- Какое влияние решение окажет на другие продукты?



Уведомление: Ловушки себестоимости (часть 2) | Финансовый менеджмент
5
Уведомление: Ловушки себестоимости (часть 3) | Финансовый менеджмент
Уведомление: Ловушки себестоимости (часть 2) | Финансовый менеджмент
5
5
1.5